ПАВШИМ ЗА ТРЕТИЙ РИМ
Меня называли богом и чёртом, и кем-то ещё другим,
а я — всего лишь каждый четвёртый, погибший за Третий Рим.
В меня стреляли, меня лупили, остались одни репьи —
и в каждом городе по могиле, и все могилы — мои.
Пока пикировались уроды на самом, поди, верху,
я грудью падал на пулемёты и превращался в труху,
я направлял жестяные крылья на вражеские строи,
мои останки в окопах стыли,
мои останки в траншеях стыли,
мои останки в землянках стыли,
в болотах — тоже мои.
Меня хвалили, меня ругали, где орден, где трибунал,
а я ободранными руками оружие поднимал.
Цевьё горело и жгло ладони, калечил приклад плечо,
но я молчал, ведь мертвец не стонет, как не было б горячо.
Пока смеялись в тылу ублюдки, ввязавшиеся в войну,
я в недоформенном полушубке сидел у зимы в плену,
а после полз под землёй с кротами и вламывался в бои:
мои подошвы Белград топтали,
Варшаву и Будапешт топтали,
мои подошвы Берлин топтали,
и Прагу — тоже мои.
Меня описывали в романах не видевшие войны,
меня залили в гранит и мрамор, и в звон гитарной струны.
Всё это правильно и почётно — на том до сих пор стоим —
но я всего-то каждый четвёртый, погибший за Третий Рим.
А впрочем — что тут, страна большая, нас хватит на бой любой,
и если я всех мертвецов смешаю, то будет каждый восьмой.
И те, кто жив, продолжают биться, и насмерть, как я, стоят.
Я вижу их и читаю в лицах:
Москва и Киев — мои столицы,
и Минск, и Рига — мои столицы,
и Вильнюс — тоже моя.
        ТРАВОЛТА
Из Парижа с любовью приезжает Траволта —
Вероятно, начнётся неплохое кино;
Я безумно ленив и кошмарно разболтан —
И со мною все демоны в аду заодно.
Но Траволта не дремлет — а куда ему деться,
Достаёт из кармана чумовой пеппербокс,
Опускается в пятки моё глупое сердце,
Полагая, что в пятках — персональный Форт Нокс.
Стреляй-стреляй, мой милый,
Ибо в пулях — сила,
Отпусти в могилу
Всех, подобных мне —
Стреляй, стреляй, мой ангел,
Как тебе по рангу,
Ты и гроб, и Джанго,
И трава, и снег.
Быть подобным Траволте размечтаться не вредно,
Впрочем, слишком полезным это тоже, увы,
Не назвать, и мой конь ослепительно бледный
Пролетает над пеплом погоревшей травы.
Ощущаешь давление? Я, не иначе.
Ощущаешь свободу? Приближается Джон,
Но не плачет ни мачо, ни, конечно, мучачо,
Каждый стоек, серьёзен и вооружён.
Стреляй-стреляй, мой добрый,
Ты похож на кобру,
Ты красив и собран,
Ты — король и крест.
Стреляй-стреляй по целям,
Мы подобных ценим
И сдаём по ценам
Для нездешних мест.
Я не знаю, в чём смысл, и я запутался в рифмах,
Так как рифмы, по сути, лабиринты из слов,
Мой корвет заблудился, натолкнулся на рифы,
Меня смыло за борт и в темноту унесло.
Вот тогда-то, в чудовищной пучине дефолта,
В гипоцентре событий и торнадо страстей
Я вдруг понял: когда сюда приедет Траволта,
Надо встретить его, как и всех прочих гостей —
Стрелять-стрелять по лицам,
Стать слепым убийцей,
С револьвером слиться,
Превратиться в смерч.
Стрелять до первой крови,
Искать обиду в слове,
Мрачно хмурить брови,
Рассыпать картечь.
Стреляй-стреляй, пока что
Ты жив, и это страшно,
Неуспех вчерашний
Твою жизнь продлит,
А я упал на камни,
Точно в воду канул,
Точно в пропасть канул…
В общем, я убит.
        ВАНДАЛЫ
В краю неведомом, на границе
Земли и моря, в чужих портах
Поют матросы, визжат девицы,
Царит веселье и суета.
Пляши, школяр, по тебе всё мало,
Не жди последних своих минут,
Когда в твой город придут вандалы
И к чёрту его сомнут.
Но вот взмывает почтовый голубь,
Из башни посланный стариком,
Он видит город, пустой и голый,
Лететь по адресу — далеко.
И он садится в лесу, усталый,
На ветку дерева отдохнуть,
Спустя минуту стрела вандала
Его обрывает путь.
Вот так в московской пустой квартире
Сидит на стуле Оксана М.
Она мечтает о никотине,
И это — меньшая из проблем.
До супермаркета полквартала,
Купить бы водки и сигарет,
Но в ванной женщину ждут вандалы —
Других вариантов нет.
Она уверена: бесполезно
Сражаться с собственным сном. Теперь
Осталась пара опасных лезвий,
Открыта ванной комнаты дверь.
Она снимает халат устало,
Снаружи — лучший из вечеров.
Кромсают душу её вандалы,
И в воду стекает кровь.
Вот так и я — безнадёжно болен —
Своё апноэ не льщусь прервать,
Сдавая город почти без боя,
Делю с врагами свою кровать.
Они двуглазы и пятипалы,
Они такие же, как и мы,
Но я-то знаю — они вандалы,
Бездушные дети тьмы.
Давно себя ощущая лишним,
Я чую скорбную правоту
В прощанье с тем, что из моды вышло
И не должно находиться тут.
Жизнь стёрлась, смёрзлась, нечёткой стала:
Засохший пряник, истёртый кнут…
Пускай за нами придут вандалы —
И заново всё начнут.
        МАРИНА
На площадь ли выйти, на паперть ли выползти — важно ль!.. —
Когда всё смешалось, и мы очутились в нигде,
Скажи своё слово, воздвигни погост свой бумажный,
И там, в безнадёжности, между холодных людей
Повесься, Марина, в сенях на последнем гвозде.
Невольно стреляя словами в литых исполинов,
Невольно открыв от молитвы кривящийся рот,
Ты будешь прекрасной, прекрасной посмертно, Марина —
Когда ты писала, что будет и слову черёд,
Ты тихо надеялась: он никогда не придёт.
Так вот он пришёл, сорок первый,
В станицу врываются танки,
Ты плачешь над телом неверной
Своей страны.
А мальчик не может представить,
Что вышла ты на полустанке;
Слова на твоём кенотафе
Верны.
Пришедший сюда обязательно будет без шляпы,
В потёртом пальто, с увядающей горсткой цветков,
С ним будет собака, хромая на заднюю лапу.
Он станет искать, то есть сделает пару кругов,
Но вряд ли найдёт, погрустнеет и будет таков.
А где-то внизу, под истлевшим от времени дубом,
Под чёрной горой, заслонившей сияющий свет,
Листок с недописанной строчкой, сердитой и грубой,
Расскажет о том, что тебя уже попросту нет,
Когда наступил твой черёд под давлением лет.
Он просто настал, тёмный месяц,
Пройдя мимо нас незаметно —
Осталось на гвоздик повесить
Свою страну.
Скажи: я отныне бессмертна
Подобно источнику света,
И всё, что взяла в долг у ветра,
Верну.
        ФЛОРЕНТИЙСКИЙ ПОЦЕЛУЙ
Не забудь, что слово больше ранит,
Чем удар железного огня —
Не кори, увидев на экране
В непристойном облике меня.
Не бывает, знаешь, слишком близко —
Придвигайся, начинай разбой…
…Поцелуй меня по-флорентийски,
И тогда останусь я с тобой.
Всё так мрачно, серо и уныло
В духоте расплавленной Москвы.
Век назад иначе с нами было,
Но теперь закончилось, увы.
Не оставив крошечной записки,
Казанова бросился в прибой —
…Поцелуй меня по-флорентийски,
Вот тогда останусь я с тобой.
Как любовник взгляд своей любезной,
Как рыбак — метрового сома,
Я ловлю на площади облезлый
Экипаж, готовый задарма
Отвезти меня туда, где брызги
Лучших вин стекают по плащу…
…Поцелуй меня по-флорентийски,
И тогда тебя я отпущу.
        КОНУРА
    Сокращённая песенная версия стихотворения
Лето поселилось во дворе,
лето в сентябре и октябре.
Пусть бы так, но девочка осталась
до зимы в собачьей конуре.
Девочка смотрела на дома,
всё ждала, когда придёт зима,
но зима никак не наступала,
медленно сводя дитя с ума.
Звали дети поиграть в серсо,
весело крутили колесо,
мама тихо плакала у печки,
девочка сидела в будке с псом.
Девочку манила тишина,
маму покрывала седина,
мерно зарастала ряской речка.
А потом обрушилась война.
Серые мужчины в кителях,
лица, точно влажная земля,
шли вперёд по улицам посёлка,
громогласно родину хуля.
Призвала, мол, родина идти,
молча флягу прицепив к груди,
башмаки стоптать совсем без толка,
шапку потерять на полпути.
Впереди несли большой портрет,
лето продолжалось на дворе,
на портрет смотрела исподлобья
девочка в собачьей конуре.
На портрете было так темно,
как в ночном закрывшемся кино.
Вперивши в портрет глаза коровьи,
мама с папой пялились в окно.
Пёс скулил, рычал, бросался вслед,
молоко стояло на столе,
девочка смотрела на солдата,
а солдат смотрел на пистолет.
Пристрелить бы, думал, к чёрту пса,
щурил близорукие глаза,
только строй ушёл вперёд куда-то,
распустив знамёна-паруса.
Тем солдатом был, признаюсь, я.
У меня была своя семья —
мама, папа, младшая сестричка,
пёс, петух, корова и свинья.
Я вернулся, мать поцеловал,
посмотрел на старый сеновал,
на конюшню, старенькую бричку.
А отца — убили наповал.
Только ежегодно в сентябре
вспоминаю сцену: на заре
смотрит на солдат, идущих строем,
девочка в собачьей конуре.
Смотрит, и глаза её пусты,
я боюсь подобной пустоты,
мы же проходили как герои,
а она предвидела кресты.
Девочку убили через год.
Шла чужая армия вперёд.
Псу пустили в лоб покатый пулю,
девочке — такую же в живот.
В церкви — одинокая свеча.
Хочется напиться сгоряча,
в конуре пустить слезу скупую.
И обнять собаку. И молчать.
        МИСТЕР ДЖЕНКИНС
Мистер Дженкинс садится в свой старенький «Остин»,
Закрывает окно, запускает мотор:
Дребезжат под капотом железные кости,
На соседнем сиденье — кобыла в пальто.
Она смотрит в глаза, мистер Дженкинс немеет,
Улыбается скромно, чуть дёргая ртом,
А она, с каждым мигом всё больше наглея,
Предрекает ему, что случится потом.
А потом внезапно
Машина вырастит крылья
И, взревев цилиндром, отправится в смог
И это значит — завтра
На ветвях Иггдрасиля
Появится новый бог…
…повешенный бог.
Мистер Дженкинс идёт по какой-то дороге,
Непонятно зачем, непонятно куда,
На обочинах мерно храпят носороги,
И пасутся в полях носорожьи стада.
А кобыла в пальто, вопреки всем законам
Ему в спину вонзая прищуренный глаз,
Так похожа на ту, из-за чьих закидонов
Он забрался в свой «Остин» и пустил в салон газ.
А потом внезапно
Кобыла вырастит крылья
И, заржав угрюмо, отправится в смог
И это значит — завтра
На ветвях Иггдрасиля
Появится новый бог…
…поверженный бог.
Мистер Дженкинс увидит за полем ворота
И ограду работы Виктора Орта,
И войдёт, и забудет земные заботы,
И разгладятся жёсткие складки у рта.
Он откроет глаза, и сверкающий даззлер
Обратит его мир в ослепительный миг,
Он захочет сказать, но красивые фразы
Превратятся в обычный младенческий крик.
А потом внезапно
Младенец вырастит крылья,
И махнув на прощанье, улетит в окно
И это значит завтра
На ветвях Иггдрасиля
Будет пусто, грешно и смешно.
        ПЧЕЛА
Сегодня меня пчела ужалила в горло,
И я показался себе практически голым,
Как будто я перед доктором на уколах,
А через стекло меня видят мои враги.
И я задыхался, пытясь халат набросить;
Распухшие связки душили мои вопросы,
Но чёрные люди точили чёрные косы,
И камень звенел, мол, сам себе помоги.
Сегодня я заблудился в гороховом поле,
И мне показалось, что поле во тле и моли,
Но я засыпал и мне снилось синее море,
И там без конца, без конца всё вода, вода.
И море блестело, смеялось и мельтешило,
Казалось не морем, а странной такой машиной,
В которой все шестерни-приводы-мышцы-жилы
Торопятся-катятся-тянутся в никуда.
Бай-бай,
Моя девочка, бай-бай.
Засыпай в тайной комнате блеклого дома под птичье «курлы».
Тик-так,
Заигравшимся в триктрак
Сон покажется крошечной точкой на горле от жала пчелы.
Вбейте флейту мне в шею, впуская воздух.
Знаю: поздно. Пусть будет хотя бы поздно,
Пусть он поёт последнюю песню звёздам —
Ярким-кипящим-ревущим-бьющим ключом.
Соло для флейты с оркестром: пчелиный улей.
Соло для пули с прикладом: обычной пули.
Соло для старых потёртых скрипучих стульев,
Время моё опечатавших сургучом.
Добрый доктор, не плачь. Я прошу, не надо.
Я заплачу, если это насчёт зарплаты.
Я соберусь, если это насчёт распада.
Только прошу тебя, доктор, не трогай пчёл.
Бай-бай
Моя песенка, бай-бай.
Засыпай в тайной комнате блеклого дома под птичье «курлы».
Тик-так
Заигравшимся в триктрак
Сон покажется крошечной точкой на горле от жала пчелы.
Сегодня я заблудился в гороховом поле,
И мне показалось, что поле во тле и моли,
Но вскоре заснул и во сне я увидел море
И с пеной его на уста мне легла печать.
Сегодня меня пчела ужалила в горло,
И я ощутил себя абсолютно голым,
И понял, что нужно заканчивать жечь глаголом,
И лучше молчать
Молчать
Молчать
Молчать
        СТАНЦУЙ МНЕ ФЛАМЕНКО
        Для романа «Законы прикладной эвтаназии»
Милая Майя, станцуй мне фламенко на площади перед дворцом,
Выстрели в сердце влюблённому в танец, возьми это сердце себе.
Бата де кола взовьётся по ветру, прикрыв на секунду лицо,
Стройные ноги твои обнажая, что в целом равно ворожбе.
Милая ведьма, моя байлаора, испанскою шалью свети,
Дерзко крути её, стан облекая, и веером нервно играй,
Это свободу любой хореограф зачтёт за начало пути —
Что же в конце его — руки танцора, пора, байлаора, пора.
ПРИПЕВ:
Вернуться к истокам,
Познать своё тело,
Забыть предрассудки
Любого оттенка.
Прекрасная дама,
Позвольте несмело
Стать вашим партнёром
В системе фламенко,
В полёте фламенко...
Милая Майя, четвёртой стихией сожги мой убогий покой,
Выйди на площадь, возьми мою руку, влеки за собою в восторг.
Правь меня, леди, кроши по живому, любовь разливая рекой:
Если мы знаем, где устье, то мы, безусловно, найдём и исток.
ПРИПЕВ:
|