|
НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЕ ЛЕКЦИИ
|
|
Одно из направлений моей профессиональной деятельности — чтение научно-популярных лекций на различные темы. Аудитория может быть самой разной: от третьеклассников до взрослых людей, но чаще всего приходится работать со студентами. Каждую лекцию я адаптирую под социальные и возрастные рамки ожидаемой аудитории и видоизменяю в зависимости от ситуации. Мои лекции интерактивны (пример можно посмотреть в разделе видеозаписей) и подразумевают непосредственное участие слушателей, обсуждение, предложения. Таким образом, ни одна последующая не является копией предыдущей.
При организации лекций, пожалуйста, учитывайте требования райдера.
|
|
|
«Как стать изобретателем?»
Интерактивная лекция. Кто и как придумывает новые гаджеты, устройства? Как Дину Кеймену пришла в голову идея «Сигвея», а Бертрану Пикару — самолёта на солнечной энергии? Что нужно знать и как мыслить, чтобы самому изобрести что-то полезное? Как проверить, не придумал ли уже ваше изобретение кто-то другой? Как найти финансирование под собственный проект и начать бизнес? Слушатели попытаются открыть в себе внутреннего изобретателя, поставив перед собой различные задачи и мгновенно их решив.
Лекция построена на постоянном диалоге с аудиторией и опирается на идеи и реплики из зала. В связи с этим материал лекции постоянно видоизменяется и дорабатывается. Изначально лекция разработана для направления «Инновации» форума «Селигер-2014» и многократно читалась в различных ВУЗах (МАИ, МГТУ имени Баумана, БелГУ и так далее).
Длительность лекции — 1 час 30 минут (возможно сокращение до 1 часа или удлинение до 2 часов).
Аудитория — от 6 лет (лекция предназначена как для взрослых, так и для детей).
|
|
«Научно-технические прорывы XXI века»
Интерактивная лекция. В XXI веке — за 21 минувший год — человек сделал множество серьёзных научно-технических открытий, которые могут перевернуть нашу жизнь с ног на голову. Обнаружение бозона Хиггса и использование 3D-сканирования в палеонтологии, первый марсоход и составление карты человеческого генома, управляемые пули и электронные сигареты — открытия и изобретения следуют одно за другим, прогресс неумолим. Что мы изобрели и внедрили в жизнь за последние годы?
Лекция построена на диалоге с аудиторией. Материал лекции постоянно дорабатывается в связи с новыми открытиями и исследованиями (в связи с научно-технической работой я постоянно наблюдаю за мировым информационным пространством). Изначально лекция разработана для направления «Инновации» форума «Селигер-2014» и читалась на ряде других научных фестивалей.
Длительность лекции — 1 час 30 минут (возможно удлинение до 2 часов).
Аудитория — 16+.
|
|
«Гаджеты шарлатанов: от корректоров ауры до «кремлёвских таблеток»
Иридодиагностика и электропунктура, регистрация ауры и эниомодуляторы, структуризаторы пространства и корректоры функционального состояния, радионики и ноокулоны — какой только чуши не придумают мошенники, чтобы заработать. Лекция — это обзор шарлатанских приборов всех видов и типов.
В лекции я классифицирую псевдоприборы, привожу примеры каждого класса, рассказываю о признаках и отличиях псевдоприбора от работающего устройства, объясняю, как на самом деле работает тот или иной шарлатанский гаджет (будем честны, чаще всего это просто коробочка с лампочкой). Речь идёт не только о «медицинских», но также о «защитных», «магических» и других устройствах.
Длительность — 1 час 30 минут (возможно удлинение до 2 часов). Аудитория — 16+.
|
|
«Жизнь и изобретения Николы Теслы: как отличить факты от легенд?»
Пожалуй, не было в XX веке ученого, оставившего после себя больше загадок и недосказанностей, чем Никола Тесла. С одной стороны, несомненен его вклад в науку, но с другой стороны, количество мифов и легенд о Тесле превышает количество достоверно подтвержденной информации.
Откуда появились легенды? Какие изобретения Теслы внесли ощутимый вклад в науку? Почему на родине именно Никола Тесла считается изобретателем радио? Придумал ли Никола Тесла способ телепортации энергии, и чем на самом деле была башня Теслы, прослывшая телепортационным передатчиком? Есть ли хоть зерно истины в том, что известные загадки XX века — Филадельфийский эксперимент, Тунгусский метеорит — связывают с деятельностью ученого? Об этих и других работах и легендах о Николе Тесле, а также о странностях и привычках великого изобретателя и пойдет речь на лекции.
Длительность — 1 час 30 минут (возможно удлинение до 2 часов). Аудитория — 16+.
|
|
«Альберт Эйнштейн: величайший учёный XX века или раскрученный журналистами миф?»
Если случайного человека попросить назвать величайшего учёного XX века, с вероятностью 90% он ответит: «Эйнштейн». Это имя стало нарицательным, а разработанная им теория относительности — научной революцией, сравнимой разве что с законами Исаака Ньютона. Но кем был Эйнштейн на самом деле? Действительно ли он — краеугольный камень современной физики, или просто раздутая журналистами фигура? Как его знаменитая теория пробивала себе дорогу в мировую науку? Почему он получил Нобелевскую премию за объяснение фотоэффекта — значительно менее важное достижение, нежели СТО или ОТО? Какое отношение Эйнштейн имел к «Проекту Манхэттен», американской ядерной программе — и почему именно его портрет появился на одной обложке журнала Time с ядерным взрывом?
Мы попытаемся максимально объективно подойти к фигуре великого физика, развенчать мифы, оспорить легенды и рассказать о том, каким на самом деле был Альберт Эйнштейн — как в обычной жизни, так и в масштабах человеческой истории.
Длительность — 1 час 30 минут (возможно удлинение до 2 часов). Аудитория — 16+.
|
|
«Изобретено в России».
Историческая лекция. Русские сделали множество важных изобретений — несомненен наш вклад в сталелитейное дело, кораблестроение, технологии вооружений, промышленность, не говоря уже о локальных изобретениях вроде ранцевого парашюта или гирокара. При этом о настоящих изобретениях русских практически ничего не говорится, зато по Сети гуляют десятки мистификаций и ошибочно приписываемых — в результате исторических конфузов и фальсификаций — изобретений (велосипед, паровой двигатель, самолёт — это всё не мы). А ведь нам на самом деле есть чем гордиться! Настоящее русское изобретательство от Петра I до Николая II и развенчание мифов — в этой лекции.
Лекция построена на диалоге с аудиторией. Длительность — 1 час 30 минут (возможно удлинение до 2 часов). Аудитория — 16+.
Подробная информация о лекции.
|
|
«Изобретено не в России»
Историческая лекция посвящена ряду мифов и заблуждений, связанных с изобретениями, якобы сделанными в России: велосипедом Артамонова, воздушным шаром Крякутного, автомобилем Путилова и Хлобова, трактором Блинова — и так далее. Также лекция рассказывает об историях «перетягиваний одеяла» в истории изобретательской мысли — самолёте Можайского, летающей лодке Григоровича, торпеде Александровского и других случаях, когда изобретение существовало на самом деле, но не было первым в мире, хотя «назначалось» таковым советской или российской пропагандой.
Лекция построена на диалоге с аудиторией. Изначально лекция разработана для конференции «Скептикон-2017» и читалась на ряде других научных фестивалей. Длительность лекции — 1 час 30 минут (возможно удлинение до 2 часов). Аудитория — 16+.
|
ЛЕКЦИИ ОБ ИСКУССТВЕ
|
|
|
«Современное кинетическое искусство»
В течение многих лет я вёл в журнале «Популярная механика» раздел, посвящённый кинетическому искусству, и постоянно общаюсь с мастерами жанра. Лекция рассказывает о тенденциях в современном кинетическом искусстве и различных его направлениях на примерах работ ведущих скульпторов — Тео Янсена, Бреда Литвина, Немо Голда, Криса Экерта, Кейта Ньюстеда, Грегори Барсамяна, Чхвэ У-Рама, Ивана Песталоцци, Энн Лилли, Дэниэла Розина и других. Рассматриваются различные разновидности кинетики: механические и электронные скульптуры, машины Руба Голдберга, световые инсталляции и так далее.
Лекция серьёзно переработана и дополнена для проекта «Лаборатория будущего. Кинетическое искусство в России», представленного Петербургским Манежем совместно с Государственной Третьяковской галереей. Рассказ сопровождается иллюстрациями и видеороликами. Материал лекции постоянно видоизменяется и дорабатывается. Длительность — 1 час 30 минут (возможно сокращение до 1 часа или удлинение до 2 часов). Аудитория — 18+ (предпочительно 25+).
Подробная информация о лекции.
|
|
«Современный ленд-арт»
Ленд-арт — это направление в искусстве, в рамках которого создаваемое художником произведение неразрывно связано с природным ландшафтом и использует его в качестве «холста» или одного из элементов работы. В ходе научно-популярной деятельности мне довелось делать большой спецпроект, целиком посвящённый ленд-арту, и я серьёзно увлёкся этим направлением, познакомился с рядом мировых мастеров ленд-арта, разработал собственную классификацию в рамках жанра. Лекция рассказывает о тенденциях в современном ленд-арте и различных его направлениях на примерах работ ведущих мастеров — Ольги Зиемски, Карин ван дер Молен, Николая Полисского, Нэнси Холт, Денниса Оппенгейма, Криштиана Балога, Себастьена Прешу, Стэна Херда, Ивана Хуареза и других.
Рассказ сопровождается иллюстрациями и видеороликами. Материал лекции постоянно видоизменяется и дорабатывается. Длительность — 1 час 30 минут (возможно сокращение до 1 часа или удлинение до 2 часов). Аудитория — 18+ (предпочительно 25+).
|
|
«Что такое ар-брют?»
Ар-брют наиболее известен как «искусство душевнобольных» — это следствие того, что термин ввёл в 1945 году художник Жан Дюбюффе для обозначения собранной им коллекции картин, написанных душевнобольными, детьми, внеевропейскими «дикарями» и примитивистами. На деле ар-брют — это одно из направлений примитивизма, «грубое искусство», которое не считается с концепциями правдоподобия, соблюдения масштабов, перспективы и так далее, но далеко не всегда создано художниками с особенностями развития. Ар-брют — очень широкий термин, охватывающий десятки жанров, манер исполнения, всевозможные тематики, а также развитый не только в сфере изобразительного искусства, но также в скульптуре, фотографии и даже архитектуре. Лекция рассказывает о тенденциях ар-брюта и различных его направлениях на примерах работ знаменитых художников прошлого и настоящего — Адольфа Вёльфли, Фридриха Шрёдера-Зонненштерна, Алоизы Корбаз, Пьера Виттона, Мартина Рамиреса, Рафаэля Лонне, Джудит Скотт, Александра Лобанова, Генри Дарджера, Фердинана Шеваля и других.
Рассказ сопровождается иллюстрациями и видеороликами. Материал лекции постоянно видоизменяется и дорабатывается. Длительность — 1 час 30 минут (возможно сокращение до 1 часа или удлинение до 2 часов). Аудитория — 18+ (предпочительно 25+).
|
ЛЕКЦИИ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
|
|
|
Я работаю в сфере кибербезопасности и занимаюсь разработкой онлайн-курсов и программ обучения по этой теме. Соответственно, в моём портфолио есть ряд общеобразовательных лекций по этой теме. Подробно о них можно прочитать на моём рабочем сайте skorenko.com.
|
РАЗРАБОТКА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЛЕКЦИЙ
|
|
|
Я могу в сжатые сроки придумать и предложить ряд других тем для лекций, интересных той или иной аудитории. Темы, в которых я разбираюсь в силу своей профессии или хобби, и в рамках которых я могу сформировать интересную интерактивную лекцию:
  литература и писательское мастерство (достоверность исторических событий, создание соответствующей повествованию среды, передача характеров и динамики персонажей с помощью стиля, разработка вымышленных религий etc.)
  журналистика и PR (взаимодействие PR-служб с журналистами, подача материала, проверка фактологии, etc.);
Каждую лекцию можно адаптировать практически для любой аудитории — от учеников 3 класса до бесконечности. Все лекции базируются на постоянном контакте со слушателями. В рамках любой темы можно разработать целый ряд лекций, посвящённых отдельным подтемам, техническим деталям или историческим эпизодам. Длительность одной лекции — до двух часов.
 
 
|
| |